14 Июля 2017

Игра в ассоциации

Челябинский Театр современного танца всегда в движении. За ними наблюдают поклонники в соцсетях, а журналисты столичных каналов не упускают возможности поговорить о тенденциях и концепциях с Ольгой Поной, худруком труппы. В апреле этого года Ольга Пона вместе со своим театром в пятнадцатый раз приехала на самый амбициозный театральный конкурс. После выступления на «Золотой маске» артисты показали свои спектакли на двух фестивалях – в Омске и Санкт-Петербурге. В Северной столице Пона представила свой последний хит «proКино» на международном «OPEN LOOK». Отработав с блеском на новой сцене Александринского театра и собрав полный зал, челябинские танцоры вернулись домой и уже пакуют чемоданы, чтобы ехать в Сатку.

Пона не из тех хореографов, кто навязывает зрителям свои идеи. В спектакле «proКино» она не цитирует, а обыгрывает свои впечатления от любимых с детства фильмов. Но делает это так эмоционально и напряженно, что зритель незаметно становится участником процесса. В Сатке ее труппа выступит в День Металлурга на одной из самых креативных площадок – в  бывшем гараже по ремонту «БелАЗов». Сама Ольга Пона считает, что современный танец не служит развлечением. Но иногда в череду ее философских и многоуровневых постановок врываются легкие и понятные спектакли, которые сама хореограф называет «для души».

Программа концерта «Авангардный контрапункт» именно такая и создана специально для Сатки. В нее вошли номера театра, показанные на международных ландшафтных фестивалях и фрагменты самых последних репертуарных спектаклей.  Живую музыку исполнит камерный оркестр «Классика» под руководством заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, обеспечив условный диалог на сцене двух муз искусства. Музыканты по-настоящему зажгут энергией звука артистов и зрителей, исполнив не только мировые классические шедевры, но и известные музыкальные темы из советских и голливудских кинохитов. Все секреты организаторы пока не раскрывают, но проект обещает стать событием года.

Несмотря на то, что танцовщики впервые приедут в Сатку, они уже публикуют посты о предстоящем выступлении. У них есть опыт работы в старинных замках, на площадях средневековых городов, а также урбанистических площадках. Благодаря новому проекту добавится еще одно необычное пространство. В Сатке, где добывают магнезит уже более ста лет, давно разрушили стойкий миф о невозможности соединения высокого искусства и брутальной действительности индустриального производства. Здесь промзона стала частью городской культурной среды. Она вдохновляет художников, артистов, танцовщиков, на создание перфомансов. Вот и Ольга Пона вместе со своими танцовщиками приготовила несколько сюрпризов. О проекте и новых возможностях, которые планируется использовать, мы узнали от самого хореографа.

— Каждый раз, когда Вы беретесь за новый проект, что Вами движет – интерес, вызов, креативность?

— Всегда интересно попробовать что-то новое. Выйти из зоны комфорта и сделать то, чего никогда не делал. Иногда бывает страшно, но чаще не думаешь. Просто с головой ныряешь и плывешь, понимая, что за тобой люди и ты не можешь подвести их. С каждым новым проектом, добавляется уверенность. Ведь смогли, получилось. И здесь получится.

— Вы уже побывали в Сатке и увидели город?

— Труппа еще не была в городе. А я уже все посмотрела. И Сатку, и сам «Магнезит», и  его музей. Я была под большим впечатлением. Когда я увидела площадку, где мы будем работать, то сразу поняла, каким должен быть этот концерт. Живая музыка оркестра безусловно добавит драйву спектаклю. Когда есть возможность работать не под фонограмму, мы стараемся это не упускать. Наша программа сделана  на противопоставлениях. Идею мне подсказал сам камень -магнезит. Меня потряс контраст между, условно говоря, мягкостью и твердостью огнеупорного минерала, который выдерживает  температуру около 3000 тысяч градусов.  Это стало нашей отправной точкой.

— Ваше выступление будет проходить в бывшем цехе по ремонту БелАЗов. Чем интересна эта площадка танцовщикам и лично Вам?

— Мы посмотрели шесть площадок в Сатке и выбрали цех БелАЗов. У этой площадки очень большой потенциал, максимально она может вместить до 2000 человек. Если бы такой выбывший из основной производственной деятельности объект был в Европе или  Москве, его обязательно бы тут же взяла на вооружение какая-нибудь культурная институция для проведения масштабных событий. На своем концерте мы ждем почти 700 гостей — в Сатке нет другой альтернативы для размещения такого количества зрителей. Но главное – это возможности построить сценический комплекс под конкретное мероприятие. У нас сцена будет состоять из нескольких уровней. Образуется каскад, который даст дополнительную свободу танцовщикам. Будет выстроенный специальный сценический свет, который создаст определенную атмосферу. Это даст импульс для импровизации. В свою очередь  художник-постановщик бы поражен созвучием силы действующего промышленного производства и художественных приемов русского авангарда в живописи, поэтому сценография вечера будет выполнена в стиле работ Малевича, Кандинского и других художников той эпохи.  Цвет, фактура, лаконичность форм, строгая геометрия, отсылают к  конструктивизму двадцатых годов. Это все подчеркивает экспрессию. Когда-то здесь были машины, теперь музыка, танец, поэзия и театр. Все на контрастах. Все по-прежнему авангардно. И мне это нравится. Это всегда интересно –  не просто обживать существующее пространство, а создать в нем что-то новое и необычное.

— Чем интересна концепция объединения искусства с промышленной формой? В данном случае, площадкой и самим городом?

— На эту идею работает вся Сатка. Многие проекты поддержаны областными властями, министерством культуры. Такой серьезный подход к проектированию будущего вызывает уважение. Когда понимаешь, что маленький город не брошен на произвол судьбы, а кому-то есть до него, до его жителей дело – это всегда радостно и дает надежду. Приятно работать с единомышленниками. Кроме того, выступая на открытой площадке, всегда чувствуешь дополнительную степень свободы, Танцовщики не ограничены стенами театра, размерами сцены. Открытая площадка – это всегда немного риск, всегда драйв и совсем другой масштаб. Никогда не знаешь, каким в итоге будет выступление, так как танцовщики, совершенно точно,  будут  импровизировать. В этом возникает уникальность каждого подобного выступления.

— Не могли бы Вы рассказать хотя бы о нескольких реперных точках программы?

— У нас есть в репертуаре номер «Офелия», с платьем с размером со сцену. С ним работает одновременно большая группа танцовщиков. Мы показывали этот номер  на одном ландшафтном фестивале. Это был большой успех. Само платье было произведением искусства. И оно было объектом, с которым танцовщики взаимодействовали. В Сатке мы покажем похожий фрагмент из другого спектакля, который точно лег на жесткую, ритмичную музыку. В нем 12 танцовщиков в ярко красных костюмах будут двигаться по сцене, словно огонь, это напоминает процесс плавки магнезита в печах.  Еще в программу включены эпизоды из моей последней работы — спектакля  «proКино». Мы покажем фрагменты из «Бриллиантовой руки», «Неуловимых мстителей», «Войны и мира» и голливудскую классику.

— Вас не испугать креативными пространствами. Где и на каких интересных площадках Вы работали еще?

— Театр часто выступал на международных европейских фестивалях, а это, как правило, всегда открытое пространство.  Это могла быть площадка в замке или в старом городе. В современном мегаполисе мы танцевали в стеклянном кубе здания банка. Там все было прозрачным – лифты, стены, коридоры, лестницы. Все что мы делали внутри, можно было смотреть снаружи. Подобной саткинской площадке у нас еще не было — это наш первый опыт. Надеюсь, что это начало нашей большой дружбы с городом.

 

Публикуется по материалам газеты «Магнезитовец» №27 от 14 июля 2017 года, автор Елена Ворошилова

Анонсы, события и другие

Последние новости Показать все →

27 Октября, 2017 Вечер французской классики Очередной волшебный вечер подарил саткинцам Международный фестиваль классической музыки им. Е.В. Образцовой «Кармен». 24 октября в ДК «Магнезит» состоялся концерт французского инструментального дуэта Аньес Пика (скрипка) и Лорана Вагшаля (фортепиано). Творческий союз Анес и Лорана родился два года назад. Как признаются музыканты, они и до этого знали друг друга, но играть вместе начали по воле случая. На одном из концертов пианист, который изначально должен был выступать с Анес, не смог этого сделать, и Лоран заменил его. С тех пор они неразлучны на сцене. Хотя и сольно выступают тоже. Как раз с одной из своих сольных программ  Анес побывала в столице России три года назад. Лоран посетил нашу страну впервые. Но это турне стало насыщенным для обоих музыкантов. С разницей в несколько дней они выступили на сценах Самары, Тольятти и Сатки, представив зрителям произведения двух французских композиторов: сонату для скрипки и фортепиано ля мажор FWV 8 (1886) Сезара Франка и сонату № 1 для фортепиано и скрипки Опус 13 (1875) Габриэля Форе. Французская классика, то спокойная и светлая, то стремительная и драматичная, словно стала отражением погоды, царившей за окном. Снегопад то напоминал рождественскую сказку, то сменялся метелью, то вовсе стихал. Впрочем, сами музыканты восприняли эти капризы погоды как подарок. — Все города России не похожи друг на друга. Когда мы приехали в Сатку, оказались словно в сказке, так всё красиво! Жалко, не было времени познакомиться с городом ближе. Всё время ушло на подготовку к концерту, очень насыщенный график, — улыбается  Анес Пика. — Зато нам очень понравилась концертная площадка Дворца, отличное звучание. И то, как тепло нас приняли зрители. В нашем репертуаре есть музыка и российских композиторов. В ближайшем будущем мы планируем записать пять сонат советского и российского композитора Моисея Вайнберга. Но в этот раз мы специально остановили свой выбор на французской классике. Наша цель —познакомить публику с творчеством именно французских композиторов. Это два непохожих захватывающих диалога между скрипкой и фортепиано. Одно произведение юношеское и пылкое, другое — глубокое и романтическое. Для  Анес и Лорана музыка больше чем работа, это их жизнь. Лоран начал учиться игре на инструменте в девять,  Анес — в семь лет. — Лоран сам принял решение поступить в музыкальную школу, а родители его поддержали. Они хоть и не музыканты, но очень любят музыку. Я начала учиться музыке по воле родителей и к скрипке прикипела душой довольно поздно, в 17 лет. Зато сегодня она неотъемлемая часть меня, — говорит  Анес. — Самое удивительное, что до сих пор, выходя на сцену, волнуемся. Ведь в зрительном зале каждый раз новая публика. Эмоции, впечатления зашкаливают. Поэтому прежде всего сосредотачиваемся на качестве исполнения произведений, стараемся почувствовать концертную площадку, реакцию зрителей. Никаких образов не рисуем в голове. Оставляем это занятие слушателям. У одних слушателей французская классика действительно рождала образы, а кто-то просто наслаждался волшебным звучанием рояля и скрипки, отмечая, как верно дано было название сегодняшней концертной программе: «Мерцание рояля, скрипки свет…» — Концерт действительно получился трогательным и по-французски мягким и элегантным. Удивительно невесомый и легкий аккомпанемент рояля прекрасно вторил голосу скрипки, согревшей зрителя теплотой своего звучания в этот по-зимнему холодный вечер. Мы услышали сегодня прекрасный дуэт, который дал возможность встречи с замечательной, но нечасто исполняемой музыкой Сезара и Форе, — делится впечатлениями искусствовед, преподаватель ДШИ № 1 Наталья Водолеева. — Я в первый раз пришла на такой концерт с мамой, и мне всё очень понравилось. Красивая музыка, и артисты здорово играли. Казалось, что им это ничего не стоит. Но знаю: чтобы так научиться играть, нужно много заниматься. Сейчас учусь в первом классе школы искусств, играю на фортепиано. А когда вырасту, тоже хочу стать музыкантом и выступать на сцене, — говорит юная зрительница Полина Танкова. — Оказался здесь практически случайно и очень рад этому. Шикарный концерт, закрыл глаза и наслаждался музыкой, до слез был тронут. Слушаю классику довольно часто: Моцарта, Бетховена, Баха. Именно эта музыка настоящая. Сегодня открыл для себя новые имена — творчество французских композиторов, — говорит Михаил Додин. — Тоже слушаю классическую музыку наравне с другими жанрами (рок, рэп, популярная музыка). Причем не только в интернете, не пропускаю концерты, которые проходят в рамках фестиваля «Кармен». Это уникальная возможность насладиться живой музыкой. Сегодня, когда слушал сонаты, уж не знаю почему, в голове рисовались образы птиц, — добавляет его товарищ Сергей Трифанов. Организаторами и партнерами концерта в Сатке выступили Французский институт в России, Министерство иностранных дел Франции, администрация Саткинского муниципального района, Группа Магнезит, Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание».   ЗНАКОМЬТЕСЬ Анес ПИКА Основатель и первая скрипка ансамбля Des Equilibres, победитель различных международных конкурсов, в том числе National Jeunes Solistes Hart House (Tоронто), National Schubert (Италия), Europeen de Moncalieri (Италия). Работает также преподавателем в региональной консерватории города Тулона (Франция). Лоран ВАГШАЛЬ Музыкант ансамбля Des Equilibres, но кроме того выступает на самых престижных сценах Франции (театр Шатле, театр «Шанзелизе», «Радио Франс») и за рубежом (Дворец изящных искусств в Брюсселе, Национальный музыкальный аудиториум в Мадриде, Карнеги-холл в Нью-Йорке и т.д.).   По материалам газеты "Магнезитовец", №10 (137) от 27.10.2017 Читать целиком →
18 Октября, 2017 Осенний аккорд "Кармен" Яркими событиями в очередной раз наполнится программа фестиваля «Кармен» в октябре. Зрителей ждут две музыкальные встречи с признанными виртуозами мировой сцены. 24 октября в ДК «Магнезит» состоится концерт дуэта Аньес Пика (скрипка) и Лорана Вагшаля (фортепиано) из Франции. В программе будут исполнены шедевры французской камерной музыки. Анес Пика — профессор CRD в Mantes  en Yvelines, преподаватель в региональной консерватории города  Тулона  (Франция), основатель и первая  скрипка ансамбля Des Equilibres (www.desequilibres.fr). Она неоднократный  победитель различных международных конкурсов, в том числе National Jeunes Solistes Hart House (Tоронто), National Schubert (Италия), Europ en de Moncalieri (Италия). Лоран Вагшаль — один из самых оригинальных и блестящих пианистов современности, участник ансамбля Des Equilibres, пропагандист французской музыки. Он регулярно выступает на престижных концертных площадках Франции (театр дю Шатле, театр «Шанзелизе», Елисейские Поля, театр Mogador, музей Орсе, «Радио Франс») и за рубежом. 27 октября состоится концерт Quartetto di Venezia и гобоиста Джанфранко Бортолато. Струнный квартет из Италии — участник крупнейших международных фестивалей в разных странах. В составе квартета — признанные мастера Андреа Вио (скрипка), Альберто Баттистон (скрипка), Марио Паладин (альт), Анджело Дзанин (виолончель). Они выступали перед папой Иоанном Павлом II и президентом Итальянской Республики. На саткинской сцене гости из  Венеции  выступят  вместе с приглашенным исполнителем Джанфранко Бортолато, солистом оркестра Римской оперы с 1998 г. Репертуар, который будет исполнен музыкантами в Сатке, чрезвычайно интересен и включает произведения В.А.Моцарта, Л.Ван Бетховена и Х.Вольфа. Организаторами и партнерами концертов фестиваля «Кармен» в Сатке выступили Французский институт в России, Министерство иностранных дел Франции, Итальянский институт культуры в Москве, администрация Саткинского муниципального района, Группа Магнезит, Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание». Начало  концертов  в ДК "Магнезит" в 19-00. Вход свободный. Подробнее с программой концертов можно ознакомиться на сайте фестиваля. Читать целиком →
31 Августа, 2017 Бесценные уроки мастерства Вокалисты из разных музыкальных учебных заведений Южного Урала смогут стать участниками мастер-классов и прослушиваний артистки театра Ла Скала (Милан) Людмилы Жильцовой. Занятия пройдут в открытом формате. Очередная серия мастер-классов и прослушиваний Фестиваля «Кармен» приурочена к началу нового учебного года. В этот раз попрактиковаться в академическом вокале можно будет под руководством артистки театра Ла Скала (Милан), приглашенной солистки Туринского королевского оперного театра, лауреата международных конкурсов Людмилы Жильцовой (сопрано). На занятиях ждут тех, кому профессионально интересен академический вокал, и кто уже занимается в учебных заведениях по этой специализации или только хочет попробовать себя в новом амплуа. - Мы опять проводим мастер-классы и прослушивания в открытом формате. Это означает, что помимо активных участников, с которыми мастер будет работать непосредственно на сцене,  в зале cмогут присутствовать все желающие без ограничений, по мере заполнения свободных мест, - поясняют организаторы мероприятия. – Нам такая форма работы видится самой эффективной, так как позволяет охватить максимальное количество учеников и преподавателей, вовлечь их в прекрасный мир вокального искусства и дать новые ориентиры в совершенствовании мастерства. Занятия будут проходить в течение целого дня 10 сентября в два потока: утренний –  с 10.00 и дневной – с 14.00. Место встречи – ДК «Магнезит»,  г. Сатка (ул. 100-летия Комбината «Магнезит», д.1). Чтобы получить шанс на участие в обучающем процессе, нужно до 6 сентября 2017 года подать заявку по электронной почте в соответствии с формой, размещенной  в соответствующем разделе программы фестиваля. Читать целиком →

Фотографии и видео

Медиаматериалы Смотреть все материалы →